История быта нашего народа в пословицах

научно-исследовательская работа учащегося по литературе

Автор: Дорожинец Юлия Владимировна, учитель литературы, МБОУ "Новороссийская СШ", с. Новороссийское, Республика Хакасия

В раздел основное общее образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новороссийская средняя общеобразовательная школа ЛИТЕРАТУРА
Роль пословиц и поговорок
в нашей речи
Автор Добрынина Диана ученица 6 класса МБОУ Новороссийская СОШ Руководитель Дорожинец Юлия Владимировна учитель литературы с. Новороссийское, 2016 1
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… .3 ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА… 4 1.1.Пословицы и поговорки в жизни современного человека…………. 4 1.2. История возникновения пословиц и поговорок. ……………… . 4 1.3 Пословицы и поговорки как жанр фольклора……………………… 6 ГЛАВА II. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. II.1. Исследовательская работа……………………………………. ………9 II.2. Анализ результатов исследования……………………………………. .9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14 ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………...........16 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В древности в школах дети учились писать палочкой на сырых глиняных дощечках короткие формулы народной мудрости – пословицы. Они есть практически у каждого народа. Так с поколения в поколение передавался полезный жизненный опыт. Самого детства мы слышим от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: " Делу время – потехе час», «Кто не работает – тот не ест», «Когда я ем – я глух и нем». А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследовательскую работу на
тему:
" Роль пословицы и поговорки в речи современного человека".
Предмет исследования:
пословицы и поговорки как жанр фольклора.
Цель исследования:
определение роли пословиц и поговорок в нашей речи
Задачи исследования:
1. Изучить историю происхождения пословиц и поговорок. 2. Проанализировать учебник литературы 6- класса с целью выявления использования писателями и поэтами пословиц и поговорок в художественных произведениях. 3. Выяснить, как часто применяют пословицы и поговорки в своей речи учащиеся нашей школы. 4. Определить роль пословиц и поговорок в речи современного человека. 3
ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА.
I.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах... Но от наших предков нам достался неоценимый дар... Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор. Ни что не может заменить живую речь.
I.2. История возникновения пословиц и поговорок.
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. В Европе сборники пословиц уже составлялись около тысячи лет назад. Почти тридцать таких рукописных трудов сохранились до нашего времени: они были созданы в XIII-XV веке. Иногда сборники пословиц иллюстрировали – тогда пословица служила подписью к рисунку. Каждый народ слагал пословицы на родном языке. Очень часто пословицы, созданные на разных языках, выражают одну и у же мысль, хотя звучат при этом по-разному. К примеру, многим английским пословицам соответствуют пословицы такого же смысла на других языках. Более того, одна и та же пословица при переводе может иметь несколько абсолютно правильных соответствий. На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также, неизвестно, и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое- либо происходящее явление. Неоспоримым остается только один факт: и поговорки, и пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то 4
единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда-то давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдениям со стороны народа. Те люди, которые в свое время создавали пословицы, были абсолютно безграмотными, и у них просто не существовало никакого иного способа сохранить свои конкретные наблюдения или жизненный опыт. Если попытаться взять все существующие пословицы, то можно увидеть, что они, несомненно, отражают полностью менталитет нашего народа. В пословицах нашло свое отображение не только большой мир, в котором постоянно происходили определенные важные события или общественные отношения, но отображались семейные отношения, домашняя жизнь, и многое другое. Сегодня очень многие литературные выражения, которые были непосредственно взяты из художественной литературы, продолжают становиться поговорками и пословицами, только настоящей современности. Мы все слышим пословицы с раннего детства, к ним привыкаем. Но никто из нас не заучивает их специально наизусть. Благодаря своей легкой словоформе и особому ритму при произношении, такой вид жанра автоматически откладывается в нашей голове и запоминается, способствует расширению кругозора, позволяет на многие вещи смотреть по-другому, формирует литературные и художественные навыки собственной речи.[5]
I.3 Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. В чем отличие пословиц и поговорок? Точного определения, что такое пословицы и поговорки, не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа. Пословицы относятся к самому любопытному жанру фольклора, остающемуся во многом загадочным и непонятным. Пословица, это, скорее всего народная оценка какого-либо события. Это отображение духовного облика народа, идеалов и стремлений, а также размышлений о разных гранях жизни. Сами того не замечая, мы употребляем пословицы в своей речи, в которой они 5
приобретает конкретный смысл.[3] Со временем появляются новые пословицы, а старые приобретают новые значения. Широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них теряла свое прямое значение, то тут же приобретала новый, переносный смысл. Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. В поговорке нет законченности суждения, как и конкретного характера. Так мы можем придти к выводу, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами. Сравним: Пословица Поговорка «Глаза страшатся, а руки делают» – при виде большой работы делается страшно, что не справиться с ней, а приступив к работе, понимают, что способны преодолеть трудности. «Заруби себе на носу» – запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко. Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей. И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются, и еще будут появляться пословицы и поговорки, характеризующие свою веху в истории человека.[1, 2] 6
ГЛАВА
II. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
II.1. Исследовательская работа
Для того, чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки мы провели экспериментальную работу. Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе мы проанализировали учебник литературы 6-го класса под редакций Г. Н. Меркина и попытались выяснить, как часто употребляются пословицы и поговорки писателями в художественной литературе. На втором этапе мы провели анкетирование среди учащихся 5-7 классов Новороссийской школы, с целью выявления уровня знаний о пословицах и поговорках: знают ли они такие жанры фольклора как пословица и поговорка, от кого чаще всего они их слышат и как часто употребляют в своей речи. На третьем этапе мы обобщили результаты и сделали выводы по проделанной исследовательской работе
II.2. Анализ результатов исследования.
I –й этап: анализ учебника-хрестоматии по литературе 6 класса под
редакцией Г.С. Меркина.
Для анализа, с целью выявления уровня использования пословиц в художественной литературе мы сравнили стихотворные произведения и прозаические. В учебнике литературы 6-го класса под редакцией Г.С. Меркина помещено всего – 48 произведений, из них стихотворных - 25, прозаических – 21 Диаграмма 1
Object 3
В стихотворных произведениях мы не обнаружили ни одной пословицы и поговорки. Думаем, это неслучайно, так как поэтическая речь сама по себе очень яркая и образная и не требует дополнительных народных художественных средств, а пословицы и поговорки, как известно, придают особую эмоциональную окраску. В прозаических произведениях, особенно больших по объему содержания, таких, например, как «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Дубровский» А.С. Пушкина, 7
малых жанров фольклора встречается довольно часто. Также мы обратили внимание на то, что среди писателей XIX века пословицы и поговорки встречаются чаще, чем у писателей ХХ века. Думаем, что это можно объяснить тем, что идет процесс развития языка и многие современные выражения еще только становятся крылатыми выражениями, (а пословицы и поговорки близки по своей структуре к крылатым выражениям), и скорее всего, что в будущем некоторые фразы могут стать пословицами. Ниже мы приводим таблицу: «Пословицы и поговорки в художественной литературе (на примере учебника Литературы 6-го класса): [4] Таблица 1 Автор Произведение Пословицы и поговорки Эпос народов Кавказа Легенда «Как Бадыноко победил одноглазого великана Друг служит другу не ради друга. Нет на Земле выше бескорыстной дружбы. А. С. Пушкин «Дубровский» Где стол был полон явств, там гроб стоит Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Казак не на то, чтобы возиться с бабами. Что было, то прошло. Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал. М.М. Пришвин «Кладовая солнца» Не зная броду – не лезьте в воду
2-й этап: анкетирование учащихся 5-7 классов.
Цель анкетирования: выявления уровня знаний о пословицах и поговорках, как литературном жанре, а также уровня использования их в современном языке:
Анкета
1.
Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ
2.
Если
ДА -
приведите пример:
3.
Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ
4.
Если
ДА
- приведите пример:
5.
От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки? А) От родителей Б) От бабушек и дедушек В) От учителей
6.
Нужны ли пословицы и поговорки в современном мире
Результаты анкетирования
 Знаете ли вы пословицы. Из 41 опрошенного – 34 учащихся ответили утвердительно, но при этом 11 человек затруднились сразу привести примеры 8
Диаграмма 2
Object 5
 Знаете ли вы поговорки ? На данный вопрос 17 респондентов ответили положительно, 14 – не смогли привести примеры поговорок . Диаграмма 3
Object 7
 Нужны ли пословицы и поговорки в современном мире. Не смотря на то, что многие учащиеся не смогли привести примеры пословиц и поговорок, тем не менее большинство опрошенных считают, что они нужны в нашей речи. Мы думаем, что учащиеся не смогли привести примеры пословиц или поговорок не потому, что они их не знают, а потому, что употребляя пословицу или поговорку, мы часто делаем это непроизвольно, исходя их конкретной ситуации. Можно сделать предположение, что пословицы и поговорки заложены в нас на подсознательном уровне. Диаграмма 4
Object 9
 От кого вы чаще всего слышите пословицы и поговорки. 9
Опрос показал, что все-таки чаще пословицы мы слышим от людей пожилого возраста. Это и неслучайно, ведь раньше не было такого обилия источников информации, и люди чаще общались друг с другом «вживую». Можно предположить, что в скором будущем из нашей речи исчезнут пословицы и поговорки. Но мы уверены, что такой вид жанра все равно будет жить, так как на смену старым пословицам приходят новые, в которых люди продолжают отображать свой быт и культуру, свое отношение к происходящим событиям. И должно пройти время, что бы какое- то новое выражение стало устойчивым и вошло в нашу речь. Диаграмма 5
Object 11
3-ий этап
: мы обобщили результаты и сделали выводы по проделанной работе. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив данную тему и проведя опытно-исследовательскую работу, мы пришли к таким выводам: Пословица — это законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Поговорка — символичная фраза или словосочетание; устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. [1] Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью художественного слова, т.е. художественной литературы. Особенно часто можно встретить в произведениях писателей 18-19 веков. При анализе анкет, а также в ходе личных бесед с учащимися и взрослыми выяснили, что невозможно говорить по-русски, не зная пословиц. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь: Слово не воробей… Не все то золото… Не имей сто рублей… Тише едешь… Но вместе с этим, обнаружили один интересный момент: не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как: Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел не переделаешь. У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая всем пословица “Век живи, век учись… заканчивается словами … дураком помрешь.” Мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека. Подводя итог всему выше сказанному, мы можем смело утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей. Их наделят новым смыслом, преобразят соответственно времени... Но это будет уже совсем другая история. История для наших предков, до которых мы, из уст в уста, от матери к детям донесем это чудо народного творчества, фольклора. 11
Литература
4. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово- учебник» 2013 год. 5. Сысоев В. Д. Пословицы и поговорки. 12

В раздел основное общее образование


Закрыть ... [X]

Педразвитие Публикация педагога на тему Роль пословиц и поговорок Копченый сыр своими руками

История быта нашего народа в пословицах История быта нашего народа в пословицах История быта нашего народа в пословицах История быта нашего народа в пословицах История быта нашего народа в пословицах История быта нашего народа в пословицах История быта нашего народа в пословицах История быта нашего народа в пословицах